*Лю*
вот вспоминаешь, и так выходит - ты никогда не бывал один (c) Джек-с-фонарём
Решила вспомнить, чему именно меня учили любимые танцевальные преподаватели. И речь не о схемах, но о более тонкой материи – этикете.
Следующие правила составлены совместно с Витей Лапшиным, который очень помог своим строгим кавалерским взглядом =) Они не являются историческими правилами этикета или нашей с Витей выдумкой от нечего делать. Всё нижеизложенное представляет собой сложившиеся в московском сообществе историчников традиции, основанные как на этикете XIX века, так и на здравом смысле, исходящем из принципа максимального удовольствия всех участников.
Мы могли что-то упустить. Мы могли в чём-то быть слишком строгими. Если есть что добавить, о чём поспорить и что обсудить (по теме) – будем только рады.
Предупреждение: и я, и другие «старички» сами порой нарушаем эти правила. Решать вам, но разумнее следовать общепризнанным правилам, а не нашему плохому примеру =))))


Для всех:
1. Правило внимания. Во время танца смотрим на партнёра. И улыбаемся. Не нужно играть в «гляделки» и маньячно скалиться, просто время от времени смотрите в глаза партнёру и показывайте, что человек напротив вам приятен. Вы же не просто так пригласили эту даму или же пошли танцевать с этим кавалером, верно?
2. Правило очереди. При составлении колонны каждая следующая пара становится в конец колонны (не знаете, где конец колонны, – спросите). Особенно это важно в контрдансах – возможно, первые пары уже посчитались, и не следует сбивать им счёт.
3. Правило взаимоподдержки. Из любого парного танца можно выйти как минимум парой – ни в коем случае не в одиночку. Нельзя бросать партнёра в беде.
Из контрдансной колонны можно выйти только из самого начала или самого конца колонны, либо договорившись всей четвёркой (шестёркой) – в случае полного непонимания происходящего. Контрпартнёров бросать тоже нельзя.
4. Правило доверия. Если вы не знаете танец и окружающие говорят, что его необходимо знать, поверьте окружающим и постойте в сторонке, изучая танец снаружи.
Не выходите в незнакомый танец с прогрессией: даже если ваш партнёр танец знает, он очень быстро перейдёт к кому-то ещё, а вам придётся мучиться, самостоятельно разбираясь со схемой и вызывая недовольство следующих партнёров.
5. Правило трёх. Считается, что три танца с одним партнёром – разумный допустимый предел. Меньше можно, больше нежелательно. Все дамы хотят танцевать, а не только та одна, даже всячески прекрасная.
6. Правило двух. Нежелательно приглашать одну и ту же даму на два танца подряд. Исключение возможно, если один из двух танцев – с постоянной прогрессией (испанский вальс, официальный бранль и т.п.).
Примечание: На балу правила 5-6 лучше соблюдать строго. На набережной никто вам слова не скажет, если вы танцуете со своим молодым человеком/девушкой/мужем/женой. В остальных случаях лучше им всё-таки следовать.
7. Правило вальса. В вальсе нормой является два круга. При большом зале, при слишком большом числе дам относительно числа кавалеров либо в котильоне лучше ограничиться одним. На набережной допускаются послабления, но даже там четыре круга на досках – это действительно много и утомительно.
Дамы, если вас гонят вальсом третий круг подряд, можно деликатно намекнуть об этом, сказав, что у вас кружится голова или что вы устали (особенно если это правда). После этого прилично идти танцевать с другим кавалером, выждав паузу около полуминуты.
8. Правило варенья. «Хорошо воспитан не тот, кто не разливает варенье, но тот, кто не замечает, что сосед разлил варенье». Не нужно критиковать партнёра, если он что-то сделал не так. В крайнем случае, после танца можно очень-очень-очень деликатно указать, что вот тут будет лучше поступить вот так. В крайнем случае.
Если другой человек ошибётся, постарайтесь так подстроиться, чтобы максимально скомпенсировать ошибку: изменить шаг в вальсе, вовремя занять нужное место в контрдансе, и т.д. В любом случае постарайтесь сделать так, чтобы человек не чувствовал неловкости из-за своей ошибки.
9. У каждого танца есть свои шаги и своя схема (даже если это просто круг вальса), есть техника их исполнения. Импровизации хороши тогда, когда вы знаете технику правильного (или хотя бы общепринятого, что не всегда одно и то же) исполнения танца. Вежливостью по отношению к окружающим (партнёру, соседям по сету, остальным танцорам) является следование этой технике.
Примечание: общее довольство танцем важнее идеальной техники, поэтому при конфликте пунктов 8 и 9 следуйте пункту 8. Вы же с людьми танцуете, а не со схемой.
10. В последнее время стали популярны импровизации в вальсе и не только. Это прекрасно, но импровизировать там, где это не подразумевается схемой, можно только если вы уверены, что не собьёте ни себя, ни своего партнёра, ни тех, с кем вы танцуете этот танец (мини-сет, например).


Для дам:
1. Дамы кавалеров не приглашают. И не кричат «свободная дама» – это не красит никого. А ведь у нас такие красивые дамы! Можно (и нужно) мило улыбаться и смотреть вокруг, явно демонстрируя желание потанцевать именно этот танец. Разумным и допустимым выходом при пассивности кавалеров является предложение другой даме станцевать в паре.
2. Естественным исключением из первого пункта являются танцы, объявленные «белыми» или «серыми». В таком случае не стесняемся и приглашаем кавалеров.
3. На набережной (но не на балу!) простительным исключением является давнее знакомство с кавалером и уверенность, что он согласен на такую вольность с вашей стороны.
4. Допустимо отказать кавалеру, если:
а) вы не танцуете этот танец (не знаете его, слишком устали, нуждаетесь в срочном ремонте наряда, решили попить водички и т.п.);
б) если вы уже приглашены на этот танец.
В таком случае мило и вежливо откажите, не обижая кавалера. В случае а) вы отдыхаете до конца этого танца: принять приглашение другого кавалера будет грубейшим нарушением правил вежливости. В случае б) вы идёте танцевать с тем кавалером, который пригласил вас заранее.
5. Если не знаете танца, честно предупредите кавалера. Пойти можно — в том случае, если окружающие говорят, что танец простой. Если заверения кавалера, что он вас проведёт, не оправдались, постарайтесь выйти из танца (не забывая правило взаимоподдержки).
6. Во время танца дама ведётся. Ведёт кавалер, дама – украшение пары. Не мешайте кавалеру быть решительным и всемогущим.
Кавалер решает, в какой сет вы идёте, по какой траектории двигаетесь и крутить ли вас под рукой (при проблемах с вестибулярным аппаратом можно предупредить, что вам это категорически не нравится). Не следует самостоятельно идти туда, куда вас не ведут, кроме случаев, когда это неотъемлемая часть схемы.
Исключения:
a) кавалер не знает танец и прямо попросил помощи;
b) кавалер ведёт вас в другую пару/стену/колонну/рояль и т.д.;
c) кавалер помощи не просил, но танец не знает и этим сильно мешает окружающим танцорам.

Для кавалеров
1. Даму на танец приглашают. Предлагают руку, если спросит – уточняют, какой танец, и выводят в колонну/круг/сет.
2. В белом/сером танце нельзя отказывать приглашающей вас даме. Несправедливо, знаю. Но нельзя.
Единственное исключение – незнание танца. В таком случае следует сразу же сообщить даме, которая (в теории) оценит свои силы и способность вас провести и либо извинится и пойдёт дальше, либо предложит провести.
3. Именно на кавалере лежит тяжёлая обязанность следить за благополучностью танца. И я знаю, что вы, дорогие кавалеры, можете с нею прекрасно справиться. В частности с:
a) собственно ведением дамы и обеспечением её уверенностью, что делать дальше;
b) попаданием в музыку и схему;
c) непопаданием по ногам друг другу;
d) летящими прямо в вашу даму другими парами/стенами/колоннами/роялем и т.д.
e) сохранением вертикального положения дамы;
f) прочими мелкими задачами.
Не хочу вас расстраивать, но если что-то в паре пошло не так, это ваша проблема.
4. Если вы хотите встать в танец, который плохо помните, спросите даму, готова ли она помочь вам с вспоминанием схемы. Если нет – то нет, не надо её вытаскивать в танец, который вы оба не сможете станцевать.
5. Если танец совсем неизвестен вам, уточните у окружающих, можно ли в него вставать незнающему человеку. Ни в коем случае не вставайте в незнакомый танец, если окружающие говорят, что его необходимо знать. Если танец объявлен лёгким, встать можно, но будьте внимательны и помогите своей даме, если она также не знает его. В случае если вам не удаётся уловить схему, лучше извиниться перед дамой и вместе выйти (из КД – минисетом).
6. После танца даму следует проводить на то место, где она стояла при приглашении, либо туда, куда она попросит. Ни в коем случае не бросайте её посреди зала/площадки. И категорически нельзя оставлять даму после вальса в середине круга – с кружащейся головой преодолеть поток вальсирующих крайне сложно.
7. Вообще, после того, как вы вывели даму из вальса, рекомендуется проверить, что оставляете её в стабильно вертикальном состоянии, а то вестибулярный аппарат – такая штука… И в этом плане разумнее в конце проворачивать даму в обратную вальсу сторону – это ослабит головокружение. Можно и не проворачивать, но если уж вы это делаете (в любую сторону), сначала убедитесь, что дама уже остановилась.
8. Пока вы ещё не вернули даму на место, следите, пожалуйста, за тем, чтобы не придавать ей неестественных поз, особенно насильно. Например, не задирайте ей руку вверх без нужды, не натягивайте её на «рамку» и т.п.

И наконец:
«Искренняя улыбка может прикрыть любые грехи этикета» (с) Ирина Ремпен
Это абсолютная правда. Улыбка творит настоящее волшебство :cheek: